Федерация спортивного туризма г.Королёв
Школа начального уровня по горному туризму
Отчёт о горном туристическом походе
II категории сложности по району Западного Кавказа (Архыз)
совершенном с 02.07 по 18.07.2010 г
Маршрутная книжка №17/2010
Руководитель группы Батуев Е.А.
Адрес: Московская область, г.Королёв, ул.
Коминтерна 14
Контактный телефон 8 910 471 42 83
Маршрутно-квалификационная комиссия МОФСТ рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем участиникам и руководителю.
Категория сложности____2____
Москва 2010
Район похода Западн Кавказа (Архыз)
Вид туризма Пеший
Категория сложности Первая
Маршрут ст.Полярный Урал – р.Собь – пер.Собский – р.Макар-Рузь – р.Степ-Рузь – р.Бол.Хара-Маталоу – пер.Хара-Маталоу – р.Кечпель – ст.Елецкая
Протяженность 130км
Продолжительность
(от Москвы до Москвы) 12 дней
Активной части 8 дней
Сроки похода 2 августа – 13 августа 2008
№ | ФИО | Год рождения | Обязанности в группе | Опыт участия |
1 | Батуев Евгений Андреевич | 1988 | Руководитель | 1-У Кавказ |
2 | Дружинина Анастасия Андреевна | 1984 | Фотограф | 1-У Кавказ |
3 | Павлова Елена Октябревна | 1966 | Зав.хоз. | НК Урал |
4 | Алексеева Марина Владимировна | 1992 | Летописец | ПВД |
По водоразделу Уральского хребта проходит административная граница республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа. Крайняя станция в Коми – Полярный Урал, Посёлки Полярный (станция 106 км) и Харп находятся в ЯНАО. Эта же граница разделяет часовые пояса. В Коми время московское, в ЯНАО на два часа раньше.
Пайерский массив находится на расстоянии 35-50 км от железнодорожной ветки Сейда-Лабытнанги. Вдоль неё расположены населённые пункты, ближайшие к району похода. Вдали от железной дороги на Полярном Урале постоянных поселений нет. По железной дороге летом ежедневно проходят два пассажирских поезда: скорый № 22 Москва-Лабытнанги, пассажирский № 953 Воркута-Сейда-Лабытнанги.
Все поезда имеют остановки на станциях Елецкая, Харота, Полярный Урал, Харп. Местный поезд делает также остановки возле мелких разъездов и платформ. Расписание есть на сайте http://www.train.mza.ru/.
Пеший поход можно начинать от любой из упомянутых станций. К Пайерскому массиву наиболее быстро (3 дня) можно дойти от ст. Елецкая, но этот путь по тундре летом неинтересен и утомителен. Более длинный, но интересный путь – от станции Полярный Урал (4-5 дней) вдоль северного склона Урала или через долину р. Бол. Хара-Матолоу.
№ дня | дата | Участок маршрута | км | Ход время | Естественные препятствия | Способ передвижения |
1-2 | 02.08-03.08 | Москва-ст.Полярный Урал |
|
|
| Поезд |
3 | 04.08 | Ст.Полярный урал – р.Собь | 6 | 3 | Тундра, болота, брод | Пешком |
4 | 05.08 | Пер.собский – р.Макар-рузь | 17 | 8 | Дорога по камням, броды | Пешком |
5 | 06.08 | По р. Макар-рузь – водораздел р. Макар-рузь и Степ-рузь | 18 | 7 | Камни, заболоченная дорога, броды | Пешком |
6 | 07.08 | До реки бол.Хара-маталоу | 16 | 7 | Заболоченные тундры, каменные россыпи, кустарник | пешком |
7 | 08.08 | Днёвка |
|
|
|
|
8 | 09.08 | вверх р.Вузув-шор – водораздел Вузув-шора и Изъякырью | 20 | 8 | Тундры, болота, дождь, сильный ветер | пешком |
9 | 10.08 | Вдоль западного склона урала до ст. Полярный урал | 27 | 9 | Болота, каменные россыпи, кусты, дождь, ветер | пешком |
10-12 | 11.08-13.08 | Ст.Полярный урал-Москва |
|
|
| поезд |
Общая протяженность маршрута: 104км
04.08.2008
Ст. Полярный урал – верховья р.Собь
05.08.2008
По р.собь – пер.Собский – по р.Макар-Рузь -.устье р.Кузь-Ты-Вис.
Встали в 8, вышли в 10. Ясная погода. Пошли по наезженной дороге.За три перехода, преодолевая несложные руьи, дошли до перевала (фото 1), где сняли пару записок.
Фото2 фото3
Поднялся сильный ветер. По дороге ведущей через каменные россыпи (фото 3) дошли до брода через р.Макар-Рузь. Решили идти по бездорожью по правому (ор) берегу реки, чтобы не переходить реку в нижнем течении, так как это оппасно. Шли по заболоченным склонам, и каменным россыпям преодолевая
притоки р. Макар рузь. Перейдя р.Кузь-Ты-Вис (фото 4) прошли еще километр и в 19:00 встали на берегу р.Макар-Рузь, на небольшой площадке, укрытой от ветра.
фото 4
Р.Макар-Рузь в верховьях. Впереди пер. Собский.
06.08.2008
Р.Макар-рузь – левый крупный приток р.Макар-рузь
Встали в 8:30. Вышли в 10:00. Левый берег реки Макар-рузь весь в крупном курумникеж; перешли на правый орографический берег Макар-рузя по разливу(фото 5), шли по дороге. Через 5 км дорога переходит на другой берег – брод в сапогах парами(фото 6). После крупных дождей переход этого брода маловероятен. После брода около дороги расположены действующие балки геологов .
Фото 5
Фото 6 фото 7
07.08.2008
левый крупный приток р.Макар-рузь – р.Степрузь – р.Бол Хара-Маталоу
Встали в 9:00, вышли в 10:30. Шли по дороге в направлении реки Степрузь. За 1 переход дошли до реки и перешли вброд (в случае сильных дождей и разлива переход проблематичен но возможен) после брода следовали по дороге по левой стороне реки около километра после чего свернули направо и шли по тундре в направлении перевала между вершинкой 510м и её южным отрогом. Спускались выбирая дорогу без зарослей ивы. По пути видели красивые останцы (фото9). Перешли заросший приток р Бол.Хара-Маталоу и сделали перекус с чаем. Когда погода хорошая и нет ветра много комаров и в накомарнике комфортнее. Далее шли по азимуту на ЮЗЗ через хребтик (фото10). Сначала подьём через по некрутому курумнику, далее по характерному плато с останцами (фото11). Далее спуск по довольно крутому склону заросшему ольхой. Пройдя заросли вдоль ручья под склоном шли по тундре с отдельными деревьями. Вышли к началу разлива на Бол. Хараматалоу с урезом 156м. встали лагерем в 17:00. На одном из плёсов реки отменная рыбалка. Поймали 3х хариусов сделали уху и засолили.
08.08.2008
Днёвка
Весь день шёл переменный дождь. (фото12) Всё затянуто облаками.Видели туристов из Донецка которые пришли по доророге вдоль р. Изъякырью со ст.Полярный урал. Собираются сплавлятся по Харе.
Фото12
09.08.2008
Р.бол.Хара-Маталоу – р.Вузув-Шор – верховья р.Изъякырью
Фото13
Шли по слабо-наезженной дороге вдоль реки. За 1,5 перехода дошли до впадающей реки Изъякырью. Дорога шла вброд. Брод не представлялся возможным даже стенкой. В надежде найти разлив шли по кустам вдоль Изъякырью. Река повсеместно очень бурная и быстрая, шириной около 40-60м. Брод был невозможен. Решили идти по водоразделу и отменить прохождение выше по харе. Решили идти по менее опасномуводоразделу м/у Изъякырью и Вузув-шором. И далее выходить на дорогу до полярного урала. Следовали по крутому курумнику через хребтик в направлении СВ. Пройдя хребтик вышли в узкую заболоченную долину и далее по широкой лощине до озера из которого вытекает ручей в каньоне(фото14). Сделали перекус. Далее в восточном направлении до перевальчика в долину р.Вузув-шор.Стараясь не терять высоты, следовали по заросшей ивой и затундрованной долине к верховьям Вузув-шора. Видели убегающюю росомаху. В верховях река приобретает суровый вид: каньонообразные берега, снежные мостики. В течение дня дождь не успокаивается. Ветер усилился, дует с севера. Идти сложно, но в накидках от дождя комфортно и не так сыро. В верховях Вузув-шора поднимались на водораздельное плато в долину р Изъякырью. Плато заболочено. Вышли на старую дорогу, по которой и вышли в долину Изъякырью. В 19:00 решили встать за большим камнем- укрыться от сильного ветра. Построили стенку от ветра.
09.08.2008
верховья р.Изъякырью – р.Яй-ю - р.Елец – р.Лек-Вож – руч.Хребет-Шор-оз.Перевальное
Фото15
Дорога ведёт по всхолмленной гористой местности, юго-восточнее г.Степ-рузь.в тумане затруднено ориентирование, дорога часто теряется на галечнике. Следуя по дороге спустились в долину правого истока Яй-Ю(фото16). Сделали перекус. Преодолели перевал, веущий в долину левого истока Ельца. Вброд перешли остальные его рукава. Дорога уходит на увал на север и теряется. Далее снова собирается в месте брода ручья Лек-Вож(фото17). Переходя ручей дорога по увалу поворачивает направо. Решили идти по тундре слеваобходя г.Шлем и её ЮЗ отрог.Пройдя заросли ивы вышли на наезженную дорогу. Идущюю через
фото17
09.08.2008
Оз.Перевальное – ст. Полярный урал.
За 20 мин дошли до станции, где сели на поезд Лабытнанги-Воркутадо сейды.
5. Сведения о материальном оснащении группы.
№ | Наименование | Вес |
1 | топор | 1кг |
2 | Аптечка* | 800гр. |
3 | Палатки 2шт | 7кг |
4 | Баллоны газовые | 2,5 кг |
5 | Горелки 2шт | 350 гр |
6 | Пила цепь | 300гр |
7 | ремнабор | 300гр |
8 | Кастрюли+котелок | 800гр |
*Аптечка включает в себя все необходимые средства против простудных заболеваний, антибиотики, желудочные средства, перевязочные материалы, витамины, согревающие маззи, спирт.
6. Заключение и рекомендации
1. Изменение в нитке маршрута можно считать тактическим, неизбежным ходом, связанным с непредвиденным, катастрофическим подьёмом воды в реках после 2х дней дождя. Так же была опасность брода через р.Елец. Физических пробле не возникло благодаря предпоходным тренировкам.
2.Необходимо всегда иметь запасной вариант выхода из района, не затрагивающий перехождение крупных рек. Необходимы надёжные вещи от дождя и сапоги.
3. В районе полярного урала наезженна болшая сеть дорог, по которым удобнее передвигатся. Так же в долеине р. Макар-рузь на против устья Куз-Ты-Вис ведутся разработки геологами. Ниже по реке так же стоит партия геологов с балками.